В нулевые и десятые годы на ИТ-рынке отмечался недостаток специалистов, поэтому для работодателей первостепенное значение имели технические навыки соискателя. За последние 10
лет ситуация полностью поменялась. Крупный бизнес наряду с ИТ-компаниями начал развивать собственную экспертизу в технологиях. Работодатели стали обращать внимание на коммуникативные способности соискателей, их умение работать в команде, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Soft skills, мягкие навыки, теперь не менее важны, чем технические. Анна Сушкова, HR-директор компании ITFB Group, рассказала, какие «софты» помогут построить успешную карьеру в ИТ. Также своим мнением поделились ИТ-специалисты, которые успешно проходили собеседования и работали по системе аутстаффинга во многих крупнейших компаниях.
Топ-3 мягких навыков для успешной карьеры Soft skills быстрого построения коммуникаций На первый план выходят коммуникативные навыки, которые определяют успешность сотрудничества с коллегами, менеджментом, клиентами. Стереотипный образ нелюдимого айтишника остался в прошлом — наступило время командной работы. Если взаимодействие внутри команды не выстроено, специалист рискует не только остаться один на один с возникшей проблемой, но и даже неправильно понять задачу. В
конечном итоге это влияет и на эффективность сотрудника, и на успешность проекта в целом.
Айтишникам нужно общаться не только с коллегами, но и с клиентами, руководством, инвесторами, чтобы рассказать о ходе проекта, достигнутых результатах, обосновать выбранные решения. Поэтому важный коммуникативный навык — умение понятно объяснять технически сложные вещи людям, далеким от темы. Для того чтобы презентацию внимательно слушали и правильно понимали, необходимо владение голосом и речью. Умение грамотно говорить помогает и в развитии собственных идей и проектов. Хороший питч с логичной аргументацией способен привлечь внимание клиента или инвестора.
Уверенность в себе На втором месте — уверенность в себе, отсутствие страха задавать вопросы и умение отстаивать свое мнение. Неуверенный в себе специалист довольно часто не может отстоять свои решения, даже если полностью уверен в своей правоте. При этом синдромом самозванца зачастую мучаются даже квалифицированные специалисты, за плечами которых не один успешно реализованный проект.
Сфера ИТ ориентирована на бизнес и его нужды. Поэтому важно уметь задавать правильные вопросы, которые помогут выяснить у клиента его потребности, цели проекта, погрузиться в задачу. Для того чтобы создать хороший продукт, разработчику нужно понимать бизнес и проблемы заказчика. Тогда он сможет предложить оптимальный подход, а уверенность в себе и своих решениях поможет их отстоять.
Гибкость и способность быстро осваивать новое, работать в условиях сжатых сроков Гибкость и адаптивность — это мягкие навыки, необходимость в которых определило быстрое развитие отрасли. На российском рынке происходит глобальная трансформация, связанная с цифровизацией экономики, необходимостью ускоренного импортозамещения. Это ставит перед ИТ-сферой новые вызовы. Всвязи с переходом на новые продукты ИТ-специалисты переучиваются на актуальный стек. Втаких условиях обучаемость становится одним из ключевых навыков для специалиста, который хочет развиваться в профессии, строить карьеру.
Не меньшее значение имеет и способность работать в условиях сжатых сроков. При этом важно, чтобы работа в стрессовых условиях не влияла на работоспособность и производительность.
Мода или необходимость: почему тренд на развитие soft skills с нами надолго Существует стереотипное мнение, что для айтишников развитые soft skills не так уж и важны, и что повышенное внимание к ним — скорее мода, чем реальная необходимость. Однако это не так. Сейчас практически во всех компаниях используются гибкие техники разработки, например, Agile. Работа в таких условиях требует от специалистов развитых «софт скилов», хотя бы базовых.
Еще больше увеличивает внимание к soft skills рост популярности аутстаффинга. При такой модели сотрудники ИТ-компании работают в рамках проекта в команде заказчика. Сотрудник должен уметь быстро адаптироваться к условиям работы в новом коллективе, а значит, от него требуются развитые «софты».
Перед ИТ-компаниями, которые предоставляют специалистов и выделенные команды, встали новые вызовы. Важно одновременно развивать «харды», обучать сотрудников актуальному технологическому стеку и прививать базовые soft skills.
Soft skills на практикеСреди айтишников мнения о развитых soft skills разделились. Большинство признает их важность. Например, по результатам исследования компании ITFB Group, 60 % айтишников обозначили, что требования работодателей к мягким навыкам стали выше, каждый пятый заметил, что стало сложнее трудоустроиться, особенно в крупную компанию.
Не только работодатели оценивают «софты» соискателей, но и ИТ-специалисты смотрят на то, как выстроены в компании процессы, взаимодействие с командой и внутри нее.
Заметны изменения и внутри профессиональной среды. Например, четверть опрошенных специалистов рассказали о том, что коллеги стали требовательнее к «софт скилам» и ожидают от членов команды умения общаться и делать это корректно. Однако есть и те, кто уверен, что в ИТ-сфере важны только «харды» (27 %).
Также айтишники уверены, что развитые soft skills помогают расти по карьерной лестнице и увеличить заработную плату. О росте зарплат говорит подавляющее большинство специалистов (более 90 %). При этом каждый четвертый считает, что развитые «софт скилы» соискателя способны увеличить зарплатное предложение в два раза и более.
Как развивать soft skillsНередко «софты» считают врожденными качествами, но это справедливо лишь отчасти. Soft skills можно успешно развивать, но делать это сложнее, чем прокачивать свои технические навыки. Сложность в том, что такая работа всегда связана с личностными изменениями. Чтобы сформировать устойчивый навык, недостаточно просто читать книги или слушать лекции. Необходима постоянная практика, чтобы знание превратилось в умение, а затем дошло до автоматизма и стало навыком.
Многие айтишники предпочитают заниматься развитием «софтов» самостоятельно (40 %). Такой подход тоже может дать результат, если не забывать о постоянной практике. При самостоятельной работе над собой большое значение имеет обратная связь от других людей и ее осмысление, рефлексия.
Лучший вариант — посещение тренингов с практической частью. Они дают знания и позволяют потренироваться на практике в игровых учебных ситуациях. Однако сами по себе тренинги тоже малоэффективны. Полученные на них знания и умения нужно применять ежедневно — в работе, личной жизни, общении с другими людьми. Например, в ITFB Group большое внимание уделяется развитию «софтов». Для этого есть специальная программа, сотрудники регулярно посещают тренинги.
Развитие мягких навыков — не модная тема, а устойчивый тренд, который со временем будет только усиливаться. «Софты» участников команды помогают эффективно выстраивать работу над сложными ИТ-проектами, управлять рисками. Поэтому между двумя соискателями с одинаковыми техническими «скилами» работодатель выбирает того, у кого есть хотя бы базовые soft skills.
О компании ITFB Group разрабатывает и внедряет программное обеспечение. Компания реализовывает проекты по разработке, предоставляет команды ИТ-специалистов под нужды бизнеса, внедряет бизнес-системы и создает инновационные продукты в области распознавания.Клиентами являются более 100 компаний enterprise-уровня, среди которых «Яндекс», «Тинькофф», ВТБ, МКБ, «Сбер», Газпромбанк, Росбанк, «Открытие Инвестиции», МТС, СИБУР, Гринатом, «Уральские авиалинии», СОГАЗ, «Большая российская энциклопедия» и другие.Офисы компании находятся в Москве, Уфе и Рязани.Сайт: itfbgroup.ru.