Благотворительный фонд «Игра» и ITFB Group презентовали первый в России цифровой COPM-трекер для специалистов реабилитации. COPM-трекер — первое российское IT-решение, оцифровавшее международную методику Canadian Occupational Performance Measure (COPM), основанную на оценке личных целей пациента, а не только на медицинских показателях. Презентация разработки состоялась на Форуме Будущего, который прошел 30−31 октября в Екатеринбурге.
Фонд «Игра» уже много лет помогает детям с церебральным параличом и их семьям, развивая систему реабилитационной помощи в России. Совместный проект с ITFB Group стал шагом к системным изменениям в отрасли: трекер позволяет врачам фиксировать прогресс пациентов в цифровом формате, строить аналитику и корректировать планы лечения в реальном времени.
Платформа создана на open-source стеке (Spring, React, PostgreSQL) и полностью соответствует требованиям 152-ФЗ. Система поддерживает сложную ролевую модель, деперсонализацию данных и может быть интегрирована в ИТ-инфраструктуру любой клиники за один день. Его главная цель — дать врачам доступ к работе в клиент-центрированном подходе*, который основан на предпочтениях, ценностях и приоритетах самого пациента, а не только на формальных медицинских диагнозах.
Специалисты ITFB Group разработали приложение pro bono. Проект также поддержал Yandex Cloud, предоставив бесплатно серверные мощности.
Трекер стал инструментом для специалистов в реабилитации, ранней, паллиативной и гериатрической помощи. Первыми пользователями могут стать 200 специалистов из 60 организаций, в частности, из Университета им. Мечникова и Павлова, НМИЦ им. Рогачёва, Военного госпиталя им. Бурденко, а также из фондов «Вера», «Спина Бифида», «Хрупкие люди», «Антон тут рядом».
«Для фондов критически важна не только финансовая, но и экспертная поддержка. Многолетние попытки создать IT-решение для реабилитации в пациент-центрированном подходе силами НКО упирались в недостаток технологической экспертизы. ITFB Group подошли к задаче как к сложному бизнес-проекту: с глубоким погружением, выверенным проектным управлением и фокусом на результат. Они создали не просто программу, а инфраструктурный проект, который стал катализатором для развития всей отрасли пациент-центрированной реабилитации в России», — Мария Климашкина, директор Фонда «Игра».
"Этот проект — яркий пример того, как экспертиза ITFB Group в создании сложных корпоративных систем может быть применена для решения социально значимых задач. Мы перенесли в сферу здравоохранения наши лучшие практики: проектирование от пользователя, надежная архитектура и датацентричный подход. Преодоленные трудности, включая необходимость масштабирования команды, лишь подчеркивают сложность и значимость созданного продукта. Мы горды, что наше решение не только помогает врачам здесь и сейчас, но и вносит вклад в системное изменение качества реабилитационной помощи в стране", — Асатур Хачатрян, соучредитель ITFB Group.
Для специалистов доступ к платформе остаётся бесплатным при условии прохождения обучения у экспертов фонда.
Проект показывает, что ИТ-компании способны быть не только донорами, но и партнёрами социальных изменений, вкладывая не деньги, а знания — и создавая решения, которые влияют на качество жизни тысяч семей.
Что такое клиент-центрированный подход и COPM-методика
Клиент-центрированный подход предлагает «лечить» не только биологические трудности пациентов, но и социальные и психологические. Позволяет строить программы помощи на основе индивидуальных потребностей, ценностей и приоритетов, а не только на его диагнозе, чтобы эффективность помощи была выше.
Такой подход дает человеку возможность описать свое видение состояния здоровья и ожидания от лечения и быть услышанным. А врачу или реабилитологу помогает поставить важные для пациента цели терапии, предложить подходящие решения, технологии и методы. Все это значительно повышает мотивацию человека.
Такому подходу и тому, как применять методику проведения интервью с пациентом COPM (Canadian Occupational Performance Measure), и обучает Фонд «Игра». Интервью по COPM — один из инструментов клиент-центрированного подхода. Он ставит именно клиента в позицию эксперта по собственному здоровью, а специалист может начать строить стратегию лечения, исходя из потребности пациента.